Минэкономразвития подготовило и внесло на рассмотрение правительства дорожную карту инфраструктурной ипотеки, пишут «Ведомости».
По данным источников издания, основные пути развития: 18 мер, которые должны максимально снизить риски и издержки инвесторов.
«В условиях планируемого сокращения инвестиционных расходов в бюджете нам нужно искать другие источники финансирования инфраструктуры, которая может стать ограничителем для экономического роста», – объяснил министр экономического развития Максим Орешкин – и без подробностей подтвердил, что внес в правительство документ.
Расходы бюджета на инфраструктуру, по данным Infraone, сократились с 3,7% ВВП в 2012 г. до 2,5% в 2016 г. Инфраструктурная ипотека рассчитана на инвесторов: по прогнозу Infraonе, в 2017–2018 гг. они могли бы вложить 2,3–2,4 трлн руб., а вложат – из-за разных ограничений – 527–545 млрд. Нужно же минимум $100 млрд, считает один из крупнейших участников рынка.
Одно из препятствий, пишет Infraone, – банки обязаны создавать максимальное резервирование под кредиты строителям.
Минэкономразвития предлагает ЦБ снизить норму резервирования под кредиты государственно-частным партнерствам (ГЧП) и ЦБ в целом согласен, утверждают три чиновника. ЦБ не ответил на запрос.
Стоимость фондирования снизят и госгарантии. Их обещал президент Путин, а министр Орешкин конкретизировал: до 300 млрд руб. В проекте бюджета этих денег нет, но их можно внести поправками, надеется федеральный чиновник.
Еще идея – внедрить в России TIF (Tax Increment Financing): расходы инфраструктурных инвесторов компенсируются налоговыми поступлениями от инфраструктуры. Минфин был против: непонятно, как перераспределять налоги. Все можно проработать, уверен федеральный чиновник.
В финансировании могут участвовать и эксплуатанты инфраструктуры, считает Минэкономразвития: их можно обязать пользоваться инфраструктурой долго и по фиксированному тарифу по принципу take or pay, пишет газета.