В III квартале 2017 года в Москве было открыто два торговых центра арендопригодной площадью 131 тыс. кв. м, что в 2 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года, подсчитали в компании Colliers International.
Учитывая заявленные планы девелоперов по строительству новых ТЦ, к концу года объем торговых площадей может составить 293 тыс. кв. м, отмечается в сообщении. Для сравнения - наибольший объем ввода был зафиксирован в 2014 году – 880 тыс. кв. м, то есть в 3 раза больше. Самый минимальный ввод же был зафиксирован в 2011 году - 249,4 тыс. кв. м.
Ключевым открытием III квартала стал ТРЦ VEGAS Кунцево (GLA 119,5 тыс. кв. м) – на него приходится 40% нового предложения торговых площадей, прогнозируемого по итогам года. Также в III квартале был введен МФК «Фили Град» с торговой составляющей площадью 11,6 тыс. кв. м.
В конце 2017 – начале 2018 года в Московском регионе планируется ввод еще 3 качественных ТРЦ арендопригодной площадью 46 тыс.кв. м, которые в данный момент находятся на высокой стадии готовности. Кроме того, завершаются работы по расширению торговой галереи ТЦ «Времена Года».
Уровень вакантности в сегменте торговой недвижимости не изменился за год и составляет 10% - фактическая вакантность торговых площадей на момент открытия ТРЦ Vegas Кунцево была компенсирована объемом торговых площадей, арендованных в действующих ТЦ Москвы за III квартал. Кроме того, активный спрос на площади наблюдался в ТРЦ «Мозаика» и ТРЦ «Афимолл Сити».
По-прежнему большая доля открытий новых магазинов в действующих ТЦ относится к сегменту fashion (45%). Доля общественного питания в структуре спроса на торговые площади по итогам квартала составляет 20%.
«В среднесрочной перспективе уровень ввода площадей будет находиться ниже среднегодовых показателей за последние 10 лет. Сейчас в Москве на стадии строительства находится еще порядка 625 тыс. кв. м торговых площадей в составе 14 профессиональных торговых центров, которые заявлены к вводу в 2018‒2019 гг. Сбалансированный ввод новых площадей, а также восстановление спроса на помещения со стороны брендов, особенно российских, приведут к улучшению ситуации на рынке ритейла в среднесрочной перспективе», - комментирует партнер Colliers International в России Анна Никандрова, слова которой приводятся в сообщении.