Число экспонируемых на первичном рынке загородног​о жилья Подмосковья в третьем квартале лотов – 65 165 – стало минимальным за четыре года, а динамика появления новых поселков снизилась по сравнению с прошлым годом на треть. При этом 74% выходящих проектов состоит из УБП, говорится в сообщении компании «ИНКОМ-Недвижимость».
По итогам третьего квартала 2017 года в предложении на «загородке» числится 65 165 объектов. Это на 8,2% меньше, чем в аналогичном периоде 2016-го (71 017). Большинство из них – участки без подряда (УБП), их доля равна 65%. Следом со значительным отрывом идет малоэтажное жилье (МЖД), на него приходится 17% предложения. 11% ассортимента занимают блокированные дома (таунхаусы и дуплексы), в аутсайдерах – коттеджи с 7% предложения. Если говорить о классах, то 78% лотов относится к сегменту «эконом», 15% – «комфорт», 4% предложения – это бизнес-класс и 3% – высшие ценовые сегменты.
Количество выставленных на продажу объектов достигло минимального значения за четыре года: меньший показатель – 49 747 лотов – был зафиксирован лишь во втором квартале 2013-го. Такая цифра объяснялась относительно благополучной экономической ситуацией и связанной с этим высокой активностью покупателей.
«То, что предложение на рынке загородного жилья долго накапливалось, а сейчас начало уменьшаться – скорее позитивный признак, – рассказывает руководитель Аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – Он свидетельствует об оживлении рыночных процессов: драйверами спроса выступают недорогие УБП и готовые квартиры в МЖД. Показателен и тот факт, что за три квартала 2017 года появилось три новых элитных проекта – таких темпов строительства в высокобюджетном сегменте мы не видели уже лет пять».
В свою очередь, больше всего объектов в предложении на «загородке» значилось в третьем квартале 2015 года – 71 309. В тот год предложение стабильно держалось на уровне 69-71 тыс. лотов. Памятуя о проходящей в то время острой фазе кризиса, эти показатели можно объяснить крайне низким спросом, отмечается в сообщении.
В чем 2017-й однозначно уступил прошлым годам начиная с докризисного 2013-го, так это в количестве поселков, вышедших за три квартала. В этом году на рынке появилось 39 проектов, 29 из которых, т.е. 74%, состоят из УБП. Соответственно, только 26% поселков предполагает застройку. Для сравнения: за тот же период в 2016 году вышло 60 проектов (из них 41 с УБП), а в 2013-м – 88 (из них 59 с УБП). Таким образом, динамика выхода поселков по отношению к прошлому году уменьшилась на 35%.
«Большинство застройщиков на загородном рынке – компании «одного проекта», – комментирует Дмитрий Таганов. – Причем нередко они становятся ими не по своей воле: например, получают земельные активы от какого-нибудь подрядчика за долги. У них может не быть ни средств, ни интереса к продвижению «загородки». Однако приходится что-то делать: либо нарезать землю на участки и предлагать их по бросовым ценам, либо со временем застраивать. Поэтому для рынка более показательно количество новых поселков, застройка которых предусмотрена изначально».