За четыре года число коттеджей в предложении на загородном рынке в Подмосковье уменьшилось на 64%, а таунхаусов возросло на 40%. Однако и в том, и в другом формате спрос демонстрирует отрицательную динамику – минус 56% и
На данный момент на первичном рынке загородного жилья Подмосковья в экспозиции находится 4 088 коттеджей, что составляет 6% от предложения в целом. Их нынешняя численность на 64% меньше показателя третьего квартала 2013 года – 11 263 лота. Если четыре года назад в ассортименте преобладал экономкласс (34% предложения), то теперь с 35% лидирует сегмент «комфорт». Доля «эконома» снизилась до 25%, к бизнес-классу относится 15% объектов, к высшим ценовым сегментам – также 25%.
В формате таунхаусов зафиксирована другая динамика: за прошедшее четырехлетие их число, напротив, выросло на 40% – с 3 836 до 5 379 лотов. Впрочем, это не позволило таунхаусам занять более 8% экспозиции. Среди сегментов лидерство удерживает комфорт-класс с 48% предложения (против 57% в 2013 году). 35% таунхаусов принадлежит сегменту «эконом», 10% – бизнес-классу, 7% – высшей ценовой категории.
Средняя стоимость предложения в формате коттеджей в настоящее время равна 39,9 млн руб., таунхаусов – 11,4 млн руб.
«Девелоперов, которые готовы возводить поселки с застройкой, сейчас осталось крайне мало. Наиболее крупные компании предпочитают работать в сегменте городских квартир, а мелкие способны финансово потянуть только проекты, состоящие из участков без подряда. Если анализировать причины, по которым застройщики отдают предпочтение таунхаусам, то становится очевидным, что все упирается в деньги. Таунхаусы – единственный тип загородного жилья, который можно продавать в ипотеку уже на этапе строительства», - комментирует руководитель офиса «Сретенское» департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Антон Архипов.
В третьем квартале 2017 года было продано 230 коттеджей, что равно 6% в общей структуре сделок. Для сравнения: в том же периоде 2013-го удалось реализовать 522 лота, то есть на 56% больше. Тогда предпочтения покупателей разделились поровну между сегментами «эконом» и «комфорт»: и на один, и на другой пришлось 38% продаж. В этом году комфорт-класс вышел на первое место с 37% покупок, а «эконом» с 25% пропустил вперед даже высшие ценовые сегменты (26% сделок). Наконец, объекты бизнес-класса выбрали 12% клиентов.
Падение спроса в формате таунхаусов оказалось еще более серьезным: в третьем квартале 2017-го было куплено на 65% меньше подобных домовладений – 197 объектов против 558 четыре года назад. Эта цифра соответствует только 5% продаж на «загородке». При этом 60% покупок относится к комфорт-классу (в 2013 году таковых было 57%), 20% – к «эконому», у бизнес-класса и высшей ценовой категории по 10% сделок.
В среднем по рынку покупка коттеджа обходится сейчас в 26,1 млн руб., а таунхауса – в 14,2 млн руб.
Если анализировать поведение покупателей и застройщиков, становится очевидным их крайне взвешенный и рациональный подход к использованию средств, отмечается в сообщении.
«В масс-маркете идеальный таунхаус в представлении сегодняшнего клиента имеет площадь 100-120 кв. м и участок 1-2 сотки, находится не далее 20 км от МКАД в локации с наличием социальной и транспортной инфраструктуры, – рассказывает Антон Архипов. – Коттедж может быть чуть просторнее: 130-150 кв. м с участком 8-12 соток, также возможно большее расстояние до Москвы – 35-40 км. У покупателей отдельных домов меньше требований к общественному транспорту, так как обычно у них в семье есть машина, а порой и не одна, но минимальная инфраструктура в пешей доступности по-прежнему необходима. Конечно, и в таунхаусе, и в коттедже желательно наличие центральных коммуникаций. Что касается цены, то при покупке таунхауса наиболее приемлемым ценником считается не более 6 млн руб., отдельного дома – до 8 млн руб. Однако принимая во внимание риски возможного недостроя, покупатели нередко останавливают свой выбор на жилье в более высокой степени готовности, что закономерным образом отражается на финальном чеке сделки».