Счетная палата (СП) в ходе проверки обнаружила нарушения в работе Минстроя: министерство не обеспечило необходимый контроль за реализацией проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Ипотека и арендное жилье». Об этом говорится в докладе СП, размещенном на сайте ведомства.
По данным Счетной палаты, в 2017 году на реализацию приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды из федерального бюджета выделили 25,1 млрд руб. Кроме того, на реализацию основного мероприятия по обустройству парков дополнительно выделены субсидии в размере 500 млн руб. При этом, по предварительным данным на 1 января 2018 года кассовое исполнение по приоритетному проекту составило 24,4 млрд руб. или 97,3%, по основному мероприятию - 492,8 млн руб. или 98,6%.
В ходе проверки было установлено также неэффективное отвлечение Минстроем в 2017 году средств Резервного фонда правительства в размере 279,3 млн руб., которые не были распределены Тюменской области (172,9 млн руб.) из-за отказа региона заключить соглашение о предоставлении субсидии и Ханты-Мансийскому автономному округу (106,4 млн руб.) из-за отсутствия у округа потребности в получении субсидии в полном объеме.
Кроме того, отдельными регионами не были соблюдены установленные сроки принятия региональных государственных программ по формированию комфортной городской среды или внесения в них соответствующих изменений.
Вопросы у Счетной палаты возникли и к контролю Минстроя за реализацией проекта «Ипотека и арендное жилье» (в 2016 году средства на реализацию указанных мероприятий предоставлялись в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг.). По данным СП, в 2017 году на реализацию проекта было выделено 20,3 млрд руб. Кассовые расходы по состоянию на начало текущего года составили 96,3% запланированного объема.
Отмечается, что участие регионов в реализации подпрограммы и проекта носит заявительный характер, однако потребность регионов в финансовой поддержке жилищного строительства Минстроем не анализировалась, влияние выполняемых мероприятий на стоимость жилья, реализуемого гражданам, не рассматривалось, оценка эффективности подпрограммы за предыдущий период ее реализации и влияние на повышение доступности жилья не проводились.
Счетная палата также обратила внимание на отсутствие взаимосвязи целевых показателей проекта и подпрограммы с выполняемыми мероприятиями, а также объемами их финансирования. Так, при установленном в ФЦП «Жилище» показателе на 2016 год, предусматривающем ввод 1,1 млн кв. м жилья, регионы отчитались за ввод 4,15 млн кв. м жилья (или 377% установленного показателя). При этом данный показатель был достигнут регионами при неполном использовании субсидии (93,5%), значительном уменьшении расходов консолидированных бюджетов (50,5% от предусмотренных ФЦП), а также вводе в эксплуатацию только 4 объектов социальной и транспортной инфраструктуры из запланированных 50-ти объектов.