Несмотря на то, что доля брошенных поселков на подмосковной «загородке» достигла 35%, а прибыль девелоперов за пять лет сократилась наполовину, игроки рынка рассчитывают на его постепенное восстановление, говорится в сообщении компании «ИНКОМ-Недвижимость».
Как отмечается в сообщении, рынок загородного жилья Подмосковья вступает в новый сезон с грузом старых проблем: среди них и слабая девелоперская активность (в прошлом году на рынке появилось 67 поселков, что на 47% меньше, чем было в 2014-м), и небольшой покупательский спрос (за тот же срок продажи сократились на треть), и необходимость снижать цены, даже когда проект находится на грани рентабельности.
«Во многих поселках о прибыли речи уже не идет, – говорит руководитель Аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – Половина застройщиков работает в минус, а их главная задача – реализовать свой товар и с минимальными потерями уйти с рынка. Доля тех, чьи проекты находятся на уровне себестоимости, составляет около 20%. Прибыль сейчас получают лишь те девелоперы, которые могут предложить потребителю уникальный продукт – в плане локации, площадей, планировок или инфраструктуры. Таких участников рынка меньше трети».
«Если сравнивать нынешнюю ситуацию с более благоприятными 2012-2013 гг., то выручка загородных девелоперов упала в среднем на 40-50%, – комментирует руководитель офиса «Новослободское» департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Алексей Сенчук. – Возможным выходом для застройщиков является создание максимально рационального предложения: в частности, сокращение площадей проектов и строительство только необходимой инфраструктуры. Также заметно движение в сторону более дешевых технологий, например, каркасного домостроения. Доля таких домов растет, и покупатели относятся к ним более благосклонно, чем еще несколько лет назад».
При этом количество игроков на рынке загородной недвижимости продолжает уменьшаться: мелкие девелоперы либо распродают свои поселки, либо оказываются поглощены крупными компаниями, либо просто разоряются, что имеет серьезные негативные последствия для рынка в целом.
«За последние три года в Подмосковье появилось много брошенных проектов, – отмечает Алексей Сенчук. – Я оцениваю их долю в среднем в 35%, однако чем дальше от МКАД, тем ситуация печальнее. Конечно, такое соседство не может не влиять на продажи в близлежащих поселках, даже если непосредственно к ним претензий нет».
В целом «загородка» выходит из «зимней спячки» не торопясь: в отличие от прошлого года, когда в январе был зафиксирован скачок количества звонков и просмотров, в этом сезоне поведение покупателей сюрпризов не принесло, отмечается в сообщении.
«Можно предположить, что рынок замер в ожидании выборов, – говорит Алексей Сенчук. – Конечно, все надеются на перемены к лучшему, хотя ясно, что быстро они не произойдут. Однако ближе к 2019 году позитивный эффект от экономических преобразований может дойти и до рынка загородной недвижимости, на что мы все рассчитываем».