Специалисты консалтинговой компании «Метриум» и девелоперской компании «Аеон Девелопмент» обнаружили интересный тренд: с 2020 года в премиальном сегменте семейный формат квартир (от 4 и более комнат) вытесняется однокомнатными квартирами и студиями. За 3 года доля многокомнатных квартир сократилась с 25% до 6% от общего объема предложения, тогда как доля однокомнатных квартир выросла с 20% до 33%, а доля студий – и вовсе с 0% до 3%. Однако данный тренд идет вразрез с портретом покупателей: около 72% семей проживают втроем и более, в том числе 32% – вчетвером и 14% впятером и более, сообщается в пресс-релизе компании «Метриум».

Доля двух- и трехкомнатных квартир при этом с 2020 года незначительно выросла: «двушек» – с 33 до 35%, «трешек» – с 22 до 23%.

График 1. Структура предложения по типам квартир в премиальном сегменте, первичный рынок, Москва

Источник: «Метриум»

Данный тренд связан с тем, что на рынке во всех ценовых сегментах наблюдается оптимизация площадей предложения. Для обеспечения комфортного бюджета покупки многие застройщики сокращают площади лотов, в идеале продумывая более эргономичную планировку. По данным «Метриум», за 3 года площадь предложения по всем типам квартир сократилась в среднем на 4%: для «однушек» – с 49 до 47 кв. м, для «двушек» – с 79 до 76 кв. м, для «трешек» – с 113 до 109 кв. м. Наиболее значительное уменьшение средних площадей коснулось только четырехкомнатных и более квартир – на 24% (с 189 до 145 кв. м).

График 2. Динамика изменения средней площади квартир, премиальный сегмент, первичный рынок, Москва


Источник: «Метриум»

В квартирографии премиальных проектов наблюдается некое смещение в сторону небольших квартир. За последние пару лет в высокобюджетном сегменте появились студии – сейчас они представлены в 9 проектах. Также на рынок вышли объекты, где преобладают однокомнатные квартиры, – чаще всего они расположены не в традиционно премиальной локации. В таком случае расчет делается на то, что такие предложения могут быть стартом для покупателей, которые приобретают первую в более дорогом сегменте, например, молодые пары без детей и проживающие одни перспективные специалисты.

«Сейчас мы отчетливо наблюдаем некий кризис предложений для больших семей, – отмечает Анастасия Суханцева, директор по маркетингу «Аеон Девелопмент». – В половине и более премиальных проектов на сегодня преобладают одно- и двухкомнатные квартиры, тогда как доля квартир с тремя и более спальнями не превышает в среднем по рынку 36% в разрезе квартирографии ЖК. В стремлении к привлекательному и конкурентному бюджету покупки застройщику важно не «заиграться» в оптимизацию площадей и мелкую нарезку. Премиальная недвижимость, особенно в исторически престижных локациях – это априори про семейную квартиру.

Таблица. Самые крупные премиальные проекты и количество/доля семейных квартир в них, первичный рынок, Москва

Название проекта Количество семейных квартир Всего квартир Доля семейных квартир
River Park Towers Кутузовский 1279 2012 64%
Остров 566 5985 9%
Luzhniki Collection 529 1084 49%
Era 507 858 59%
PRIDE 468 910 51%
High Life 452 646 70%
Prime Park 443 1019 43%
Mod 369 2099 18%
Victory Park Residence 363 482 75%
Hide 357 863 41%

Источник: «Метриум»

Однако в целом сокращение доли семейных форматов идет вразрез с портретом покупателя высокобюджетной недвижимости. По данным «Метриум», около 72% семей проживают втроем и более, в том числе 32% – вчетвером и 14% – впятером и более. Более 15% – это расширенные семьи, когда под одной крышей проживает несколько поколений – пара с детьми и пожилые родители одного из партнеров. Основная возрастная категория – 35–45 лет. Таким образом, ядро покупателей дорогого жилья составляют люди с детьми, чаще всего уже подросшими, которым требуется личное пространство. Нередко это большие семьи в несколько поколений – когда к детям прибавляются еще и пожилые родители. В таком случае необходима квартира с несколькими мастер-спальнями.

С другой стороны, некая переориентация премиальной квартирографии на однокомнатные квартиры можно оценить неоднозначно. Для семейных покупателей, которые преобладают в сегменте, это малопривлекательное предложение для постоянного проживания. Студия или «однушка» подойдут для отселения подросших детей-студентов, пожилых родителей, молодых пар без детей и в качестве «квартиры для пиджака». Однако доля таких запросов в общей структуре спроса не превышает 10-15%.

Все упомянутые проекты в продаже (июль 2023)
ТаблицаКарта
ПроектРасположениеГКЦена за квартиру
Жилой квартал PRIME PARKМосква, Северный округ, район Хорошевский, м. ЦСКАот 24 815 700 руб.
Ривер ПаркМосква, Южный округ, район Нагатинский Затон, м. Коломенская4 кв. 2020 г.от 16 036 700 руб.
HideМосква, Западный округ, район Раменки, м. Кутузовская4 кв. 2023 г.от 20 527 661 руб.
MODМосква, Северо-Восточный округ, район Марьина роща, м. Марьина роща4 кв. 2024 г.от 12 999 998 руб.
High lifeМосква, Южный округ, район Даниловский, м. Павелецкая1 кв. 2025 г.от 33 762 357 руб.
PrideМосква, Северный округ, район Марьина роща, м. Савеловскаяот 16 042 265 руб.
Luzhniki CollectionМосква, Центральный округ, район Хамовники, м. Воробьевы горы4 кв. 2026 г.--
ERAМосква, Центральный округ, район Даниловский, м. Павелецкая3 кв. 2026 г.от 17 457 600 руб.
Источник данных: База недвижимости IRN.RU