Скидки на рынке новостроек Москвы достигали в ряде случаев 25% в 2015 году, следует из данных компании «ИНКОМ-Недвижимость».
По данным компании, высокая конкуренция на рынке новостроек способствовала повышению общего уровня скидок со средних 2-4% летом до 7%-15% в октябре и ноябре. В среднем осенью дисконт находился на уровне 5-7% от стоимости предложения и при 100%-ной оплате. Скидки большего размера, как правило, предоставляются только на определенный объем квартир или при индивидуальной договоренности через реализующую компанию.
В ряде случаев скидки достигали максимального значения – 25%. В ноябре–декабре данный порог не был превышен, однако увеличились средние показатели: около 80% застройщиков предлагали дисконт 10%. Это закономерно, ведь чем ниже был спрос на конкретные объекты в октябре, тем более высокие скидки на них предлагались в ноябре. Данная мера застройщиков принесла результаты: к декабрю новостройки с дисконтом до 15% стали гораздо более востребованными.
Большинство акций было продлено до середины декабря, что способствовало ощутимому оживлению спроса, говорится в сообщении. Кроме того, небольшой скачок валютного курса стимулировал некоторых потенциальных покупателей перейти к активным действиям. Таким образом, в начале декабря спрос вырос на 15–20% по сравнению с ноябрем этого года.
При этом, по данным специалистов компании, на фоне снижения спроса объем предложения на рынке новостроек Москвы в 2015 году достиг рекордных для отечественного рынка недвижимости показателей – 6 млн кв. м в Московском регионе. В Подмосковье в 2015 году можно было приобрести квартиры более чем в 980 новостройках (без учета комплексов в Новой Москве).
По данным компании, лишь 10% общего объема предложения приходятся на Москву (включая Новую Москву), именно столица демонстрирует наибольший прирост новых объектов, строительство которых было начато в этом году: в продажу вышло более 80 новых домов, только в старой Москве осуществляется около 20 проектов. Большая часть из них – около 70% – представлена в форматах комфорт-и экономклассов: поскольку спрос формируется вокруг таких объектов, застройщики вынуждены адаптироваться к экономическим реалиям.
Для приобретателей элитной недвижимости стоимость объекта зачастую не имеет принципиального значения. Тем не менее, держатели валютных накоплений благодаря курсовой разнице и снижению долларовых цен получили возможность сделать выгодные приобретения. Отсюда повышение популярности – почти на треть – объектов дешевле $1 млн. Еще одной магистральной тенденцией в категории дорогого жилья стало увеличение доли апартаментов – до 40%.
Сегмент «бизнес» в период кризиса пострадал больше других, поскольку в нем соотношение цен и финансовых возможностей покупателей наиболее дисгармонично. На долю предложения объектов бизнес-класса в пределах МКАД приходится всего 20%. При этом заметной тенденцией в 2015 году стало появление новых проектов бизнес-класса в Москве по очень привлекательным стартовым ценам.
Пик падения спроса на первичном рынке жилья был отмечен в июне и июле, осенью он немного увеличился и до начала декабря оставался неизменным. При стабилизации спроса потребительский интерес обратился и к объектам бизнес-класса, но только к тем, где предусмотрена довольно большая скидка – до 15%.
В условиях экономической нестабильности покупательские предпочтения массового рынка были сосредоточены на новостройках максимальной степени готовности, с удобным расположением и оптимальными показателями цены и качества. В новостройках с отделкой «под ключ» заинтересованы 65% покупателей жилья экономкласса. Однако на рынке такого количества предложений фактически нет. И поскольку на текущий момент определяющим фактором при выборе выступает стоимость недвижимости, как минимум 57% от указанных 65% покупателей пересматривают запросы и останавливаются на подходящих по цене вариантах без отделки.
Учитывая статистику продаж за 2015 год, специалисты компании констатируют, что однокомнатные квартиры проигрывают в спросе двухкомнатным, как в столице, так и в области. Популярный формат в нынешних реалиях рынка – так называемые евродвушки, то есть квартиры, где кухня объединена с гостиной, а одна из комнат изолирована. Такие объекты, как правило, имеют меньшую площадь, чем двухкомнатные квартиры стандартной планировки (с отдельной кухней), – до 50 кв. м.
Приобретение квартир на первичном рынке с целью инвестиций сократилось практически до минимума; покупка новостройки на начальной стадии строительства в нынешних реалиях многим кажется рискованным шагом. Однако именно объекты, вышедшие в продажу на этапе котлована, имеют наиболее привлекательные цены – на 25–30% дешевле, чем стоимость готовых квартир. Таких проектов во второй половине 2015 года становилось все больше, и они, в том числе, определяли корректировку цен на новостройки и увеличение размера скидок в домах, давно представленных на рынке, уточняется в сообщении.