Московская инспекция Федеральной налоговой службы (ФНС) № 45 подала в Арбитражный суд Москвы иски о банкротстве как минимум четырех строительно-монтажных управлений (СМУ) «Мосметростроя» - крупнейшего метростроителя России, пишут «Ведомости» со ссылкой на информацию из базы суда.
Речь идет об ООО «СМС Метростроя», ООО «Тоннель 2011», ООО «СМУ-8 Метростроя» и ООО «СМУ-5 Метростроя». Первые два принадлежат к числу крупнейших подразделений компании: «СМС Метростроя» ведет работы на станции метро «Рубцовская», а «Тоннель 2011» продлевает Сокольническую линию до станции метро «Саларьево».
«Мосметрострой» – крупнейший метростроитель России: с 1931 года он построил 181 станцию столичного метро, а сейчас строит 12 новых и почти 22 км тоннелей. По данным стройкомплекса Москвы, на долю «Мосметростроя» приходится около 36% всех работ по строительству метро. В конце 2010 года компания была приватизирована и с тех пор не раз меняла владельцев.
Общая задолженность группы на конец 2014 года, по данным «СПАРК-Интерфакса», превышала 29,5 млрд руб., компания завершила тот год с 848 млн руб. чистого убытка. Сложную ситуацию, в которую попала компания, гендиректор компании Сергей Жуков объясняет большой задолженностью перед Банком Москвы (его правопреемник – ВТБ), накопленной при предыдущих собственниках. Часть долга – обязательства по кредиту, который брали прежние владельцы «Мосметростроя» на его покупку, позже перешедшие к самой компании; другая часть – кредит на пополнение оборотных средств; а убыток возник из-за штрафных санкций банка, объясняет Жуков. Сколько всего «Мосметрострой» должен сейчас ВТБ и остальным кредиторам, он не уточнил. Примерно 25 млрд руб., говорит близкий к компании источник. Сотрудник одного из партнеров компании оценивает долг в 30 млрд руб.
Если СМУ будут признаны банкротами, то «ляжет» чуть не половина московского метростроения, считает близкий к «Мосметрострою» человек. Это не нужно никому – ни акционерам, ни городу, ни банку, говорит Жуков. Поэтому обсуждается, по его словам, реструктуризация долгов: выплаты по кредитам временно заморожены, владельцы «Мосметростроя» предложили ВТБ конвертировать долг в 49% акций компании. Речь идет о контрольном пакете, знают источник в мэрии и люди, близкие к Банку Москвы и ВТБ. Впрочем, у банка нет никакого желания заниматься метростроением, говорит один из собеседников «Ведомостей».
«Мосметрострой» убыточен и выплачивать долги ему сложно, сетует близкий к компании человек. Жуков не согласен: портфель новых заказов составляет около 150 млрд руб., а рентабельность строительства – 10%. Так же оценивает размер портфеля компании и представитель стройкомплекса Москвы. Кроме того, «Мосметрострой» сейчас сдает незавершенные работы на 7 млрд руб. и надеется получить от города эти деньги, добавляет Жуков.
Жуков надеется, что ситуацию удастся выправить, в том числе занимаясь непрофильным бизнесом, например строительством жилья. У «Мосметростроя» несколько производственных площадок в Москве (склады и т. д.), часть из них будет вынесена за город, а на освободившихся землях можно построить около 0,5 млн кв. м недвижимости, пишет газета.