В первом квартале 2016 года объем предлагаемых в аренду площадей в торговых центрах Москвы снизился на 300 тыс. кв. м или на 23% - до 1 млн кв. м, следует из данных международной консалтинговой компании Knight Frank.
По данным компании, несмотря на снижение уровня вакансии в первом квартале 2016 года говорить о стабилизации ситуации на рынке торговой недвижимости Москвы еще рано, поскольку причиной наблюдаемых улучшений является не рост спроса на торговые площади, а отсутствие прироста нового предложения в рассматриваемом периоде.
В торговых центрах Москвы, введенных в эксплуатацию до 2014 года, доля вакантных площадей, как правило, не превышает 5-6%. В некоторых наиболее привлекательных и посещаемых объектах показатель вакантности стремится к «нулю», например, пустующие помещения практически отсутствуют в ТРЦ «Европейский», ТРЦ «Атриум», ТРЦ «Ереван Плаза» и т.д.
В то же время в большинстве торговых центров, вышедших на рынок в 2015 году, продолжаются активные арендные кампании: здесь в аренду предлагается около 22% (суммарно) от общего объема площадей, пустующих на столичном рынке. Каждый третий квадратный метр пустующих площадей – в торговых объектах, открывшихся в 2015 году.
В 2014-2015 годы торговые центры на момент ввода в эксплуатацию функционировали не в полном объеме: в некоторых центрах работало не более 15% магазинов (10% торговых площадей). С большой долей вероятности торговые центры, открытие которых состоится в 2016 году, также будут выходить на рынок со значительной долей свободных площадей. По итогам 2016 гда показатель доли вакантных площадей может вырасти на 2 п. п. и достичь 14,5%.
«Все торговые центры, введенные в эксплуатацию и ожидаемые к открытию в ближайшее время, были запланированы в совершенно иной рыночной ситуации. Теперь среди новых торговых центров мы наблюдаем те объекты, в которых доля вакансий интенсивно сокращается - в данных объектах, как правило, есть профессиональная собственная команда, опытные консультанты и относительная финансовая гибкость в принятии решений. Остальные объекты - и новые, и старые - сталкиваясь с растущим уровнем вакансий и ухудшающимися финансовыми показателями, предпринимают либо попытки выхода за границы бизнеса коммерческой недвижимости: собственный ритейл, франчайзинг, занимаются ротацией команды, либо плавно идут ко дну», - комментирует директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский, слова которого приводятся в сообщении.