Увеличивается число российских банков, выдающих кредиты на покупку апартаментов. При этом условия кредитования близки к стандартной ипотеке, пишут «Ведомости» со ссылкой на опрошенных участников рынка недвижимости.
Напомним, апартаменты – с юридической точки зрения нежилые помещения, которые тем не менее используются для постоянного проживания. Однако в нежилых помещениях более высокие коммунальные тарифы, а их обитателям недоступна социальная инфраструктура: прикрепление к детсадам, школам, поликлиникам и т. д., пишет газета со ссылкой на слова руководителя Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олега Репченко. Еще один недостаток апартаментов – более высокие налоги на имущество.
Как основное жилье апартаменты покупают лишь 5–10% клиентов, остальные – для улучшения жилищных условия или инвестиций, уточняет издание со ссылкой на директора департамента аналитики и управления проектами «Метриум групп» Анну Соколову.
При этом нередко покупатели берут кредиты на апартаменты. Так, у «ВТБ 24» доля кредитов на приобретение апартаментов по стране составляет около 6% выдаваемой ипотеки на строящееся жилье, в основном в Московском регионе, говорит старший вице-президент Андрей Осипов. «Дельтакредит» кредитует апартаменты с 2014 года.
«Все это время спрос стабильный – 3% от суммы всех кредитов на первичку. Средний чек в нашем банке по кредиту на квартиру на первичном рынке в Москве – 3 млн руб., а на апартаменты – более 4,3 млн», – говорит зампред правления Ирина Асланова.
По ее словам, 70% выдачи кредитов на апартаменты приходится на Москву.
Только с марта этого года ипотечные кредиты для граждан на покупку апартаментов начали выдавать банк «Открытие» (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Сочи), «Абсолют банк», Бинбанк, банки «Образование», «Российский капитал».
Банк «Уралсиб» планирует запуск продукта этой осенью. Апартаменты уже указаны в перечне объектов ипотечного кредитования у Россельхозбанка. У Сбербанка такого стандартного продукта нет, пишет газета.
На сегодняшний день на апартаменты приходится около 25% выставленных на продажу новостроек в старой Москве (по площади). «Метриум групп» оценивает число реализуемых сейчас в столице апартаментов примерно в 9,8 тыс. Из них 27,4% объектов относится к массовому сегменту, 55,9% – к бизнес-классу, 16,7% – элитный сегмент.