Метраж квартир в столичных новостройках снижается в течение двух прошедших лет. В целом по рынку за период с января 2015-го по январь 2017года средняя площадь продаваемых квартир снизилась на 11% – с 73,2 кв. м до 65,5 кв. м. В некоторых сегментах сокращение метража достигло более внушительных размеров, и только в экономклассе, где лишних метров не наблюдалось и ранее, средняя площадь квартир сократилась всего на 1%, говорится в сообщении компании «БЕСТ-Новострой».
При этом проектная средняя площадь, по сравнению со средним метражом квартир на экспозиции, снизилась более существенно – на 12%. Данный факт свидетельствует, что застройщики сначала выводят на продажу квартиры побольше, а лоты с оптимальным метражом (как самые ликвидные) выставляют на более поздних этапах строительства и по более высокой цене за квадратный метр.
Рассматривая сегменты массового жилья и бизнес-класса, доля которых составляет более 90% столичного рынка, эксперты «БЕСТ-Новострой» отмечают, что наиболее заметно уменьшились метражи в бизнес-классе – здесь средняя площадь квартир за двагода сократилась ровно на 10 кв. м. – с 87,7 до 77,7 кв. м (или на 11%). Застройщики стараются компенсировать это качественной инженерией и другими опциями, присущими данному классу, но сам факт сокращения площадей говорит о том, что кризис научил считать деньги и более обеспеченных покупателей.
Наименьшее снижение зафиксировано в экономклассе – минус 1% объясняется тем, что данный сегмент и ранее не отличался излишествами. К тому же, большинство проектов экономкласса – типовые панельные дома, планировочные решения в которых большей частью остаются неизменны, а более компактные квартиры предусматривает только «новая» панель, применение которой началось недавно.
В комфорт-классе площадь продаваемых квартир уменьшилась на 5 кв. м или на 8%, причем в большинстве случаев это обусловлено более эффективными планировками, которые в последнее время стали все чаще появляться в новостройках массового спроса.
Тенденцию на снижение площади жилья эксперты «БЕСТ-Новострой» объясняют рядом причин, главными из которых являются снижение реальных доходов населения на фоне роста цен на товары и услуги, а также курс властей на обеспечение граждан жильем.
«В условиях кризиса такая мера оправданна и целесообразна, так как способствует увеличению доступности жилья для покупателей с ограниченным бюджетом, а застройщикам позволяет сохранять стабильную динамику продаж. За два года сокращение метража квартир в совокупности с рекордным объемом предложения, вышедшим на рынок в 2015 и 2016 годах, привели к сокращению бюджета покупки во всех сегментах. В целом по рынку (без учета премиум-и элитного класса) средний бюджет покупки снизился на 19%. Разумеется, в этих условиях московские квартиры стали более доступны большему числу покупателей», – поясняет председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.