По итогам 2016 года по некоторым жилым проектам Московской области количество заключенных договоров долевого участия (ДДУ) сократилось на 10%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на работающих в столичном регионе девелоперов. Участники рынка рассказали об этом изданию в кулуарах международной выставки недвижимости MIPIM в Канне.
По оценкам коммерческого директора компании «Миэль-Новостройки» Анны Шишкиной сейчас в Московской области падение продаж в среднем на проект составляет 20-30% относительно планируемого денежного потока.
Рынок новостроек Подмосковья испытывает спад с 2014 года, подтверждает председатель совета директоров компании «Бест Новострой» Ирина Доброхотова. По ее данным, если два года назад в области было зарегистрировано 113,2 тыс. ДДУ, то по итогам 2016 года — уже 83,2 тыс. Такие же данные приводит управляющий партнер «Метриум групп» Мария Литинецкая. Согласно ее подсчетам, если в 2014-2015 годах в Московской агломерации на долю области приходилось 83% зарегистрированных ДДУ, а на столицу — 17%, то в 2016 году пропорция выглядела иначе: 72% и 28% соответственно.
Власти Московской области пока не видят особой угрозы в сложившейся ситуации. Официально они заявляют о намерениях ликвидировать имеющийся дисбаланс, когда ввод жилья превышает темпы создания новых рабочих мест, что усугубляет проблемы маятниковой миграции. В некоторых подмосковных городах, как, например, Балашиха и Королев, введен запрет на новое строительство.
По данным Росстата, в Московской области ежегодно вводится около 8 млн кв. м — это в 2,5 раза больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому спад покупательской может стать серьезной проблемой для Подмосковья. По наблюдениям Шишкиной, сейчас в области большая часть жилья на первичном рынке продается за 50-60 тыс. руб. за 1 кв. м, что фактически эквивалентно себестоимости строительства. По ее словам, в области часть застройщиков вынуждена отказаться от традиционного повышения цен на том или ином этапе готовности объекта: «Сейчас нередки ситуации, когда квартиры в жилых комплексах высокой стадии готовности стоят всего лишь на 3-7% дороже, чем те, что приобретались на стадии котлована,— это снижает привлекательность инвестиций в новые очереди проекта».