Покупательский спрос на парковочные места в новых московских жилых комплексах комфорт- и бизнес-классов за год вырос примерно в 1,5 раза; число арендаторов машино-мест в организованных паркингах за этот период увеличилось на 30%, говорится в сообщении «ИНКОМ-Недвижимость».
Вопреки ожиданиям чиновников, принятие закона 315-ФЗ, который сделал машино-места в паркингах самостоятельными объектами недвижимости, пока не повлияло значительно на покупательский спрос. Тем не менее, специалисты компании отмечают его положительную динамику – не зависимую от правовых изменений, а связанную, в первую очередь, с расширением зоны платных парковок. Так, за последний год число продаж машино-мест в паркингах (подземных и надземных) новых жилых комплексов Москвы комфорт- и бизнес-классов выросло в 1,5 раза.
В настоящее время не менее 45% покупателей квартир приобретают машино-места в подземных паркингах и не больше 20% – на структурных надземных парковках.
Средняя стоимость машино-места в подземных паркингах ЖК комфорт-класса находится в диапазоне от 700 тыс. до 1 млн руб., в комплексах бизнес-класса – от 1 до 1,5 млн руб., в элитных ЖК – от 5 до 7 млн руб. Усредненная цена машино-места в структурных надземных паркингах эконом- и комфорт-классов составляет около 350-500 тыс. руб.
«Покупательская заинтересованность в парковочных местах непосредственно зависит от локации жилых комплексов. В дорогостоящих проектах в центре города, в престижных районах цена машино-места составляет лишь небольшой процент от стоимости объекта – на одну квартиру в доме премиум-класса приходится несколько парковочных мест, и спрос там остается стабильно высоким. В жилых комплексах уровня «комфорт», расположенных ближе к центру, востребованность машино-мест тоже довольно высокая. В спальных районах столицы, в Новой Москве, в Подмосковье, где цена, например, 1-комнатной квартиры площадью 35 кв. м варьируется в пределах 2,5-3,5 млн руб., стоимость места на структурной парковке в 300–400 тыс. руб. для многих жильцов представляется обременительной или даже непосильной, и они предпочитают оставлять авто на стихийных стоянках во дворах и на проезжей части. Однако в целом, с расширением зоны платных парковок и распространением ее на прилегающие к центру районы столицы, растет число собственников квартир в новостройках комфорт- и бизнес-классов, которые делают выбор в пользу благоустроенного паркинга», - комментирует руководитель Аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов.
При этом в качестве альтернативы приобретению места на парковке все больший интерес вызывает его аренда: так, за год – с I квартала 2016-го по настоящее время – количество нанимателей машино-мест в ЖК бизнес- и комфорт-классов увеличилось более чем на 30%. Средняя стоимость найма машино-места в подземном паркинге комфорт-класса составляет порядка 6-10 тыс. руб. в месяц, в классе «бизнес» усредненная арендная ставка варьируется от 15 до 20 тыс. руб. в месяц.
Собственникам квартир в домах, расположенных в зоне платной парковки, возможность круглосуточного размещения автомобиля на отведенных местах обойдется в 3 тыс. руб. в год – после получения резидентного парковочного разрешения сроком до 3-х лет. При этом городская парковка, в отличие от места в подземном паркинге, во-первых, не является гарантированной (все «платные» места могут быть заняты), во-вторых, не благоустроена (нет крыши, отопления, гарантий безопасности и прочих преимуществ обустроенного паркинга).
Зачастую застройщики предлагают от 3 до 6 месяцев найма в подарок или – в комплексах уровня «бизнес» – вовсе предоставляют покупателям квартир парковочные места бесплатно в качестве бонуса. В проектах более бюджетных сегментов нет возможности просто «подарить» места в подземном или надземном паркинге, заложив их цену (пусть и сниженную) в стоимость жилого объекта. В целом, констатируют в «ИНКОМ-Недвижимость», в настоящее время абсолютное большинство мест для размещения авто в новых жилых комплексах приобретается на льготных условиях в рамках специальных предложений.
В связи с дефицитом и высокой стоимостью территорий для строительства в границах «старой» Москвы надземные структурные парковки получили большее распространение в Новой Москве и в Подмосковье. Около 80% новостроек здесь имеют именно такой вид паркинга – отдельно стоящие объекты капитального строительства гаражного назначения, которые подразделяются на остекленные и открытые.
Наличие подземного паркинга в многоэтажных проектах класса «бизнес» – фактически обязательное условие.
Также в жилых комплексах уровня «комфорт» набирает популярность формат «двор без машин», когда проектом предусмотрены подземный паркинг, а также гостевые стоянки с внешней стороны зданий.