Лишь 30% девелоперов, работающих на загородном рынке Московского региона, смогут найти средства для переформатирования своих объектов в этом году, а на рынке в среднесрочной перспективе останется не более полутора десятков крупных игроков, говорится в сообщении компании «ИНКОМ-Недвижимость».
По данным компании, на современном рынке загородной недвижимости представлено несколько основных типов девелоперов. Самая малочисленная группа – это физические лица: некрупные инвесторы, которые хорошо ориентируются на рынке и мобильны с точки зрения управления финансовыми потоками. Таких игроков сейчас насчитывается не более 3-4%.Чуть больше на рынке юридических лиц, которые специализируются на строительной отрасли, но для которых загородный девелопмент не является основным видом деятельности (4-5%). Это небольшие строительные организации, решившие в благополучные годы освоить еще один сегмент рынка. Доля банков как игроков рынка, то есть юридических лиц, для которых строительство не относится к профильным видам деятельности, куда значительнее – порядка 20%. Чаще всего они получают землю и недострой в качестве залога. Наконец, около 70% загородных застройщиков – это юридические лица, для которых «загородка» является профильной специализацией..
При этом резко меняющаяся конъюнктура рынка порой вынуждает даже крупных девелоперов прибегать к переформатированию либо части своего проекта (если он сочетает в себе несколько форматов), либо поселка целиком (если тот является моноформатным).
«Чаще всего переформатированию подвергается часть поселка – например, участок земли, где было запланировано строительство коттеджей, отдают под таунхаусы или участки без подряда (УБП), – рассказывает руководитель Аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – Полные переделки встречаются реже, они означают, что вся экономика проекта оказалась нежизнеспособна. Однако независимо от масштаба, переформатирование – это всегда признак плохого планирования. Другой вопрос, что планировать что-либо в новой экономической реальности бывает непросто».
Ключевые инструменты в переформатировании на «загородке» – это уплотнение застройки (то есть увеличение числа квадратных метров строительства) и более мелкая нарезка УБП.
«На возведение коттеджа требуется в среднем 10 соток, а на строительство таунхауса – 2-3 сотки, – приводит пример директор Департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Андрей Кройтор. – Соответственно, на участке земли, отведенном под коттедж, можно построить 2-3 блокированных дома. В этом случае мы убиваем одним выстрелом двух зайцев: предлагаем покупателю более доступный по цене таунхаус и строим большее количество квадратных метров».
Любое переформатирование требует вложения дополнительных ресурсов, которыми обладают далеко не все застройщики. По данным компании «ИНКОМ-Недвижимость», не более 30% девелоперов удастся изыскать средства для переформатирования своих проектов в этом году.
Для того, чтобы адаптировать загородные проекты под требования современного покупателя в аспектах метражей, материалов, инфраструктуры и прочего, застройщикам, по оценкам специалистов «ИНКОМ-Недвижимость», потребуется не менее 5 лет.
«Сейчас на загородном рынке остаются те игроки, которые не могут с него уйти, – говорит Антон Архипов. – Либо это их единственная специализация и они не хотят бросать свой бизнес, либо эти люди связаны большим количеством активов. Добровольцев, которые бы стремились на проблемный рынок, нет, потому что все понимают, что рынок сложный и работать на нем тяжело».
«Только бесстрашные девелоперы берутся сегодня за проблемные проекты, - продолжает Андрей Кройтор. - Но помимо решимости для этого необходимо обладать четкой концепцией и «длинными» деньгами, то есть не надеяться на скорую выгоду. Впрочем, массового исхода застройщиков с загородного рынка я тоже не ожидаю – скорее, его оптимизацию. Правда, ее масштабы будут весьма велики, и при сохранении нынешних тенденций спроса в среднесрочной перспективе на рынке может остаться не более полутора десятков значимых игроков».