Для массовой аудитории приобретение парковочного места все чаще переходит в разряд необязательных покупок. Реализация этих лотов ощутимо снизилась – по итогам 2023 года на 16,8%. В бизнес-классе положительная динамика сохраняется, но этот прирост не пропорционален темпам реализации жилья: спрос на места в паркингах этого сегмента вырос на 18,3%, но за тот же период продажи квартир и апартаментов совершили 77,8-процентный скачок. Устоявшийся ранее баланс поддерживается только в премиальном сегменте. К такому выводу пришли эксперты премии Urban.
У застройщиков, которые работают с проектами комфорт-класса на территории «старой» Москвы, стали проседать продажи парковочных мест. В течение сезона-2023 им удалось сбыть всего 4,1 тыс. лотов. Это на 16,8% меньше, чем годом ранее. Если в 2022-м на каждые 100 реализованных квартир и апартаментов приходилось 13 машино-мест, то в 2023-м – уже 11. Важную роль здесь сыграло перераспределение покупательских потоков в пользу ТиНАО, из-за чего «старомосковские» комплексы недобрали в статистике. Другим значимым фактором остается разница в цене. За год средний чек машино-места в «старых» округах (комфорт-класс) поднялся на 14,1% – до 1,94 млн рублей. При переезде в Новую Москву на этом можно было сэкономить более полумиллиона рублей, хотя ценник прибавил и там (с 1,14 до 1,42 млн рублей, 24,6%). Благодаря этим двум обстоятельствам реализация объектов автомобильной инфраструктуры в ТиНАО фактически удержалась на прежнем уровне – 3,7 тыс. лотов (минус 1,9% к показателям 2022-го). Но доля клиентов, покупавших машино-места одновременно с жильем, снизилась сразу на 7 процентных пунктов – до 13%, говорится в пресс-релизе Urban.
Источник: Urban
В бизнес-сегменте спрос на места в паркингах вырос на 18,3%, но за тот же период продажи квартир и апартаментов совершили 77,8-процентный скачок. Соответственно, диспропорция в структуре сделок между различными типами недвижимости только усилилась: было – менее 3 к 1, стало – 4 к 1. Темпы удорожания машино-мест в новостройках бизнес-класса оказались в разы ниже, чем в масс-маркете. Подъем ограничился 5,8% (с 2,93 до 3,10 млн рублей). К слову, примерно на столько же изменилась средняя цена и в премиум-классе (плюс 6,2%, с 3,22 до 3,42 млн рублей). Примечательно, что на рынке премиальной недвижимости наблюдается прежнее соотношение: одно парковочное место на каждые два жилых лота. В общей сложности покупатели разобрали 2,6 тыс. площадок для хранения автомобилей (на 65,0% больше, чем в 2022-м). Это исторический рекорд в масштабах сегмента. В домах элит-класса на протяжении 2023 г. выбыли 159 парковочных мест и 208 жилых юнитов. До этого в статистике продаж парковочные места превалировали над квартирами и апартаментами: 145 на 134 в 2022-м.
Суммарно в сезоне-2023 на покупку машино-мест в столичных проектах было потрачено 46,3 млрд рублей (без учета лотов элит-класса). Это на 24,8% превосходит значения, достигнутые в 2022 г.
Источник: Urban
Отдельно следует остановиться на повышении потребительского интереса к сдвоенным местам в паркинге. Во многом это обусловлено соображениями экономии, которая может достигать 50% в пересчете на метраж. В 2022 г. спрос на подобные лоты сводился к 126 ДДУ. Но через год их реализация улучшилась в 3,4 раза, а в массовом сегменте – на порядок (в 13,1 раза).
Источник: Urban
«В нынешних социально-экономических условиях рост цен на жилье делает финансовую нагрузку на массового покупателя все более тяжелой. Во втором полугодии 2022-го стандартная квартира комфорт-класса (45-55 кв. м) на территории «старой» Москвы обходилась ему в 12,50 млн рублей. Спустя год планка поднялась до 14,83 млн рублей. Образовавшаяся разница (17 месячных зарплат) заметно больше средней стоимости машино-места. Иными словами, перед горожанином встает дилемма: экономить на паркинге или на метраже будущей квартиры. Зачастую ему приходится экономить и на том, и на другом. Это создает серьезные риски для всей индустрии», – разъясняет Ольга Хасанова, CEO и учредитель проектов Urban.