На www.irn.ru прошла онлайн-конференция«Как и почему меняются проекты по мере реализации?». На вопросы читателей отвечали председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова и коммерческий директор Sezar Group Ольга Барабанова.
Из-за постоянно меняющейся конъюнктуры рынка почти все проекты в той или иной мере меняются по мере строительства. «Обычно срок реализации проекта – 2-3 года. Естественно, что за это время всегда происходят какие-то изменения, обусловленные либо появлением новых нормативов, материалов, либо экономической составляющей, либо потребительскими предпочтениями», - говорит Любовь Цветкова.
У крупных комплексных проектов вероятность изменений выше из-за более длинных сроков реализации. «Чтобы создать конкурентный продукт, девелоперу важно постоянно «синхронизироваться с рынком», в том числе внося изменения в уже реализуемый проект. Особенно при реализации долгосрочных проектов комплексного освоения территории, от начала до завершения которых проходит 5-10, а иногда и более лет», - отмечает Ольга Барабанова.
Наиболее частой причиной изменений становится рост издержек. Компании вынуждены компенсировать его снижением расходной составляющей. По словам Любови Цветковой, в этом случае, как правило, меняется уровень материалов, упрощается благоустройство и качество отделки общественных зон, застройщики стараются экономить на подрядчиках.
Другие изменения, напротив, связаны с желанием увеличить доходную часть. В этом случае девелоперы увеличивают количество продаваемого жилья. Так, в ЖК «Рассказово» Sezar Group вместо двух офисно-гостиничных зданий планирует построить два дома с переменной этажностью (8-22 этажей). «Это решение принято в связи с пониманием, что те коммерческие площади, которые были запланированы, в силу текущей конъюнктуры рынка недвижимости не будут востребованы», - говорит Ольга Барабанова. Вместе с увеличением объемов жилья девелопер вдвое увеличил объем возводимой инфраструктуры: в частности коэффициент обеспеченности на каждого жителя по местам в детских садах и школе увеличился на 35%, по поликлиникам на 45%, в проекте помимо наземных появятся подземные паркинги, а коэффициент обеспеченности жителей машино-местами вырастет на 25%. «С точки зрения нашей компании критично изменение прямых потребительских свойств продукта: характеристик дома в процессе реализации, проекта благоустройства территории, снижение класса дома и проекта в целом, даже если юридически это допустимо», - утверждает Ольга Барабанова.
Читайте все ответы спикеров на странице онлайн-конференции - «Как и почему меняются проекты по мере реализации?».
Раздел «Онлайн-конференции» на www.irn.ru создан для того, чтобы дать возможность всем посетителям сайта задавать вопросы экспертам рынка, в качестве которых выступают как собственные специалисты Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», так и представители других компаний и организаций рынка недвижимости, готовые честно и компетентно отвечать на вопросы аудитории. Следите за обновлениями раздела!