Управляющие компании гибких офисных пространств начинают проигрывать конкурентную борьбу в Москве девелоперам коммерческой недвижимости, которые вынуждены создавать коворкинги, чтобы получить хотя бы минимальную доходность с невостребованных помещений, пишет «Коммерсантъ».
По прогнозам CBRE, в 2019 году совокупный объем предложения гибких офисов в Москве может увеличиться на 37%, до 180,4 тыс. кв. м. Аналитики Cushman & Wakefield ожидают сохранения темпов роста сегмента в 2020 году на уровне 40%.
Партнер Cushman & Wakefield Наталья Никитина объясняет, что на долю классических коворкингов, где рабочие места ни за кем не закрепляются на долгий срок, по ее оценкам, приходится 15–20% площадей. По ее словам, глобально сегмент формируют сервисные офисные пространства с фиксированными рабочими местами, так называемые гибкие офисы.
В России весь этот формат традиционно называется коворкингами. Он появился в стране в 1998 году, и изначально не пользовался популярностью - операторам гибких офисов было очень сложно «продать» свою концепцию собственникам.
Ситуация изменилась с кризисом в 2014 году. По мнению эксперта, ключевой причиной стал резкий рост невостребованных офисных площадей. Как следует из данных Knight Frank на конец 2015 года, ставшего одним из худших в истории рынка коммерческой недвижимости, в Москве пустовало 3 млн кв. м офисных помещений. Объем чистого поглощения площадей составил 221 тыс. кв. м, сократившись сразу на 53% относительно 2014 года. Выбирать девелоперам было не из чего.
«К тому же на рынке появилось много стартапов, усилилось поколение миллениалов, для которых важно было вместе с офисом получить комьюнити, концепция гибких офисов стала пользоваться большей популярностью», - рассказывает Наталья Никитина. Как следствие, если в 2014 году на рынке было четыре коворкинга, то в 2016 году - уже 20, добавляет руководитель бизнес-направления гибких офисных решений CBRE Татьяна Шараева,
По данным CBRE, по итогам прошлого года объем предложения гибких офисов Москвы вырос сразу на 57 тыс. кв. м, или на 65%.
«Бизнес больше не готов нести капитальные расходы, компаниям нужен быстрый вход и выход из арендных условий, без затрат на отделку и оборудование»,— отмечает Татьяна Шараева.
Так, помимо профессиональных операторов гибких офисов и малого бизнеса на рынок пришли девелоперы коммерческой недвижимости. В июне 2019 года стало известно о планах Capital Group в ближайшем будущем открыть 20 тыс. кв. м коворкинг-пространств под брендом Business Club. Первый объект будет открыт в подконтрольной девелоперу башне «Город столиц», второй — в башне «Око», также принадлежащей группе.
Сеть гибких офисов под брендом Space 1 планирует создать в Мсокве компания O1 Properties. По данным «Ведомостей», первый офис Space 1 на 2000 кв. м будет открыт в декабре в бизнес-центре на ул. Композиторской на Арбате. Еще два - на 4500 и 3000 кв. м - появятся в следующем году в офисах «Арбат 10» и «Фабрика Станиславского».
Также стало известно о намерении выйти на рынок коворкингов основного владельца группы ПИК Сергея Гордеева.
По словам директора департамента офисной недвижимости Knight Frank Константина Лосюкова, для крупных игроков вложение в гибкие офисы менее рискованное, чем для небольших участников рынка. «У многих из них уже есть офисные площади, а значит, им не требуется нести затраты на аренду, что существенно улучшает экономику отдельно взятого проекта»,— объясняет он.