По данным компании «ИНКОМ-Недвижимость», сегодня на подмосковной вторичной «загородке» в продаже находится 27 772 объекта, это на 28% меньше, чем было в сентябре 2019 года. Почти половину предложения – 49% – составляют коттеджи, 38% экспозиции занимают участки без подряда (УБП), 8% – дачи и 5% – блокированные дома (таунхаусы и дуплексы).

«Динамика предложения на загородной «вторичке» в нынешнем сезоне схожа с той, что мы наблюдали в 2019-м: тогда число лотов тоже снизилось примерно на 30%, – говорит руководитель Аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – В этом году можно было ожидать, что вызванный пандемией подъем спроса на загородное жилье захлестнет и вторичный сегмент, что могло бы привести к более серьезному сокращению экспозиции, но такого не произошло. В целом, причины понятны: до 80% объектов на «вторичке» – это физически и морально устаревшие дома. Чаще всего это либо неухоженные дачи, либо «призраки 90-х» с площадями свыше 400 кв. м, вычурной архитектурой и дорогой отделкой».

В среднем площадь продаваемого коттеджа сейчас равна 255 кв. м, таунхауса – 192 кв. м, дачи – 73 кв. м, УБП – 13 соток.

Если говорить о спросе, то за прошедшие восемь месяцев на вторичном загородном рынке было приобретено 432 коттеджа, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Также на 20% увеличился интерес к таунхаусам: новых владельцев нашли 40 лотов. Востребованность классических дач, напротив, немного снизилась: в условиях самоизоляции люди искали жилье за городом с высоким уровнем комфорта и возможностью работать удаленно. Поэтому за указанный отрезок времени было куплено только 95 дачных домиков, что на 15% меньше, чем в прошлом году. На 7% сократился спрос на участки без подряда (УБП): за восемь месяцев удалось реализовать 372 земельных надела.

Средняя стоимость реализации коттеджа составила 20,8 млн руб., таунхауса –19,7 млн руб. Дача обошлась покупателям в среднем в 1,6 млн руб., УБП – 1,8 млн руб. Любопытно, что средний чек сделки в формате коттеджей увеличился за год в 2,1 раза (9,9 млн руб. в 2019-м), в сегменте блокированных домов – на 65% (11,9 млн руб. годом ранее), участков – на 41% (1,3 млн руб.), и только дачи стали продаваться на 7% дешевле: в прошлом году их средняя цена реализации была равна 1,7 млн руб.

В списке наиболее популярных у покупателей направлений значатся Новая Рига (16% сделок), Дмитровское шоссе (8%), а также Минское и Каширское (по 7% продаж). 19% купленных лотов находятся на расстоянии до 30 км от Москвы, 33% – от 31 от 60 км, 48% – свыше 60 км.

«Средний срок экспозиции дома на загородной «вторичке» составляет сегодня 6-8 месяцев, – отмечает Дмитрий Таганов. – Однако многое зависит от его состояния, наличия коммуникаций, транспортной доступности и т.д. Незастроенные участки и дома с большими площадями могут продаваться дольше года. В целом, если объект не нашел покупателя в течение двух лет, это сигнал о том, что его цена явно не соответствует рынку».