Общее количество объектов незавершенного строительства (ОНС) в России растет, говорится в отчете Счетной палаты (СП).

«С 2019 года Счетная палата держит эту тему на особом контроле: мы провели масштабный анализ ситуации, выявили ряд системных проблем и направили в Правительство свои рекомендации. Прошел год, и мы провели новый анализ <…> Анализ показал, что реализуемые меры пока не позволили добиться принципиальных изменений в ситуации с «незавершенкой»: количество «брошенных объектов» и «долгостроя» системно не сокращается», - говорится в сообщении СП.

По данным СП, по итогам 2019 года общий объем вложений в объекты незавершенного строительства (ОНС) по главным распорядителям средств федерального бюджета и субъектам Российской Федерации составил 3,9 трлн руб. Это на на 4,1 %, меньше результатов 2018 года. Общее количество ОНС составило 63,9 тыс. объектов – на 2,2 % больше, чем в 2018 году.

«По-прежнему остро стоит вопрос проблемных объектов – тех, строительство которых приостановлено или законсервировано («брошенные»), и тех, которые строятся более 5 лет («долгострой»). Как показал анализ, по итогам 2019 года их количество не только не сократилось, а, наоборот, увеличилось. Так, «долгостроя» стало больше на 47 объектов, общее количество достигло 3,4 тыс. объектов. Число «брошенных объектов» выросло на 6 единиц и составило 4,3 тыс. объектов», - говорится в сообщении СП.

Одна из проблем, которая существенно тормозит решение задач незавершенного строительства, – несовершенное нормативно-правовое регулирование в этой сфере, отмечают в Счетной Палате. Оно не обеспечивает необходимые условия и действенные инструменты для эффективного сокращения объема и количества ОНС. В частности, в законодательстве до сих пор не закреплено само понятие «незавершенное строительство».

Еще один проблемный аспект, на который Счетная палата также неоднократно обращала внимание, – отсутствие ответственного федерального органа исполнительной власти, который будет организовывать и координировать работу, направленную на снижение объема и количества ОНС.

Также нет эффективной системы учета и контроля за вовлечением ОНС в хозяйственный оборот. Это создает условия, при которых федеральные и региональные органы исполнительной власти принимают решения о строительстве новых объектов без оценки возможности завершения аналогичных недостроенных объектов.

Не создан единый информационный ресурс, который содержал бы полную и достоверную информацию об объеме и количестве ОНС, в том числе о сроках реализации инвестиционных проектов и мерах, осуществляемых органами исполнительной власти по вовлечению ОНС в хозяйственный оборот.