Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели итоги I полугодия 2021 года на рынке элитной загородной недвижимости Подмосковья. Согласно результатам исследования, завершились первичные продажи еще в трех поселках, при этом новые проекты не выходили на рынок уже 3,5 года. Таким образом текущий объем экспозиции является новым историческим минимумом. Вследствие изменения структуры предложения на первичном рынке наблюдается положительная динамика цен по всем форматам жилья – средний бюджет коттеджей вырос на 26%, до 247 млн руб., таунхаусов – на 20%, до 48 млн руб., а сотки земли – на 12%, до 4,4 млн руб., сообщается в пресс-релизе Knight Frank.

Вторичный рынок демонстрирует разнонаправленную динамику цен. При этом отмечается активный рост интереса к загородному сегменту со стороны как покупателей, так и девелоперов. В I полугодии 2021 года объем сделок на первичном рынке составил 92 шт. (+23% относительно аналогичного периода прошлого года), а количество ушедших лотов на вторичном рынке на 102% превысило показатель I полугодия 2020 года.

По итогам I полугодия 2021 года на рынке элитной загородной недвижимости Подмосковья экспонировалось около 2 135 лотов (-3% за полугодие). Большая часть предложения (85% всех лотов) относилась ко вторичному сегменту. Общая стоимость предложения составила 560 млрд руб. (-2%), из которых 499 млрд руб. приходилось на вторичный рынок (+0,3% за полугодие), а 61 млрд руб. – на первичный (-17%).

За первые шесть месяцев 2021 года количество лотов в экспозиции на вторичном высокобюджетном загородном рынке выросло на 5% до 1 810 шт. (коттеджи в бюджете от 50 млн руб., таунхаусы – от 30 млн руб. и участки – от 600 тыс. руб./сотка). На первичном рынке объем предложения сократился на 31% до 325 коттеджей, таунхаусов и участков в 19 поселках. За Iполугодие 2021 года завершились первичные продажи еще в трех поселках, при этом новые проекты не выходили на рынок уже 3,5 года.

Образовавшаяся рыночная ниша стимулирует интерес застройщиков к загородному консалтингу – количество запросов в Iполугодии 2021 года оказалось на 20% выше, чем годом ранее. В перспективе ожидается возобновление девелоперской активности и выход на рынок новых качественных поселков, что приведет к росту объема предложения и количества сделок. Средние показатели цен будут в большей зависеть степени от структуры нового предложения и ценовой политики проектов.

«На высокобюджетном рынке загородной недвижимости Подмосковья пока не было официально объявлено о выходе новых проектов, что обусловлено двумя факторами. Во-первых, в таких крупных компаниях, как девелоперские структуры, процесс принятия решения требует больше времени. Частные застройщики оперативнее, и именно они сейчас поддерживают спрос на загородную недвижимость, выпуская на вторичный рынок новое качественное предложение. Во-вторых, отмечается рост цен на строительные материалы (металл, дерево, утеплители), поэтому рассчитанные ранее модели не сходятся, и девелоперам приходится заново подтверждать эффективность проектов», – отметил Олег Михайлик, директор департамента загородной недвижимости Knight Frank.

Средний бюджет предложения коттеджей на вторичном рынке уменьшился на 5% за полугодие до 307 млн руб. за коттедж. Таунхаусы подорожали на 13% до 79 млн руб., а средняя цена сотки земли незначительно сократилась до 2,9 млн руб. (-0,2%). Такая динамика в I полугодии 2021 года обусловлена изменением структуры предложения.

Из-за отсутствия новых проектов объем предложения на первичном рынке сокращается на протяжении 3,5 лет. Текущий объем экспозиции является историческим минимумом, а из-за эффекта низкой базы малейшие изменения на рынке существенно отражаются на средних показателях цен. На первичном рынке рост цен отмечается по всем форматам и связан с изменением структуры предложения и ростом цен на отдельные лоты в семи поселках. В результате средний бюджет предложения коттеджей за полугодие вырос на 26% до 247 млн руб., таунхаусов – на 20% до 48 млн руб., а средняя цена сотки земли увеличилась на 12% до 4,4 млн руб.

Основной объем предложения элитного загородного жилья сосредоточен на двух направлениях: Новой Риге и Рублевке. Лидирующую позицию по объему предложения на вторичном рынке удерживает Рублево-Успенское шоссе: здесь предлагается 41% всех лотов. На Новую Ригу приходится 38% лотов. На первичном рынке лидирующую позицию занимает Новорижское направление – 47% лотов. Второе место принадлежит Рублево-Успенскому шоссе (38% лотов).

Самый высокий средний бюджет предложения коттеджей на вторичном рынке зафиксирован на Рублево-Успенском шоссе – 427 млн руб. (-4% за полугодие). На первичном рынке наиболее дорогие поселки представлены на Рублево-Успенском и Новорижском направлениях. Однако из-за предложений в более бюджетных поселках на данных направлениях верхняя граница среднего показателя средней цены фиксируется на Минском направлении, где первичные продажи ведутся всего в двух дорогих проектах. Так, средний бюджет на Рублевке и Новой Риге по итогам I полугодия 2021 года составлял 199 и 256 млн руб., увеличившись на 21% и 39% соответственно, существенный рост обусловлен структурными изменениями. Коттеджи от застройщиков на Минском шоссе в среднем экспонировались за 434 млн руб. (-1% за полугодие).

Объем сделок за I полугодие 2021 года на первичном загородном элитном рынке составил 92 шт. Относительно аналогичного периода прошлого года показатель вырос на 23%. Последние три года на рынке наблюдалась тенденция к снижению количества сделок на первичном загородном элитном рынке. Однако со II полугодия 2020 года показатель вновь начал показывать положительную динамику относительно аналогичного периода прошлого года.

Количество ушедших лотов на вторичном рынке высокобюджетного загородного жилья за первые шесть месяцев 2021 года на 102% превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Здесь также отмечается рост начиная со II полугодия 2020 года.

«На рынке реализуется отложенный спрос, связанный с действием мер по борьбе с пандемией. Кроме того, сохраняется потребность людей в уединенном и безопасном месте, таком как загородный дом, а новые ограничения и опасения третей волны мотивируют покупателей выбирать загородный образ жизни. Вероятно, что в будущем частично сохранится формат удаленной работы, и когда не нужно каждый день посещать офис, недвижимость вне города выглядит еще более привлекательной», – добавил Олег Михайлик.