По данным Knight Frank Russia, средняя стоимость квадратного метра недвижимости в сегменте элит в Сочи составляет 2 450 000 рублей, в бизнес-классе - 565 000 рублей, в массовом сегменте - 315 000 рублей. Тем самым Сочи существенно обогнал по ценнику Москву, где метр стоит в среднем 1 367 000 рублей, 472 000 рублей и 294 000 рублей соответственно. Но объем предложения в столице России намного выше: в элит-классе в 9 раз, в бизнес-классе - в 4, заявила Ольга Широкова, региональный директор департамента консалтинга и аналитики, Knight Frank Russia на бизнес-завтраке в рамках пресс-тура по знаковым объектам черноморского побережья — участникам и победителям авторитетной премии рынка недвижимости Urban Awards.

На сегодняшний день именно в Сочи зафиксирована самая высокая стоимость квадратного метра в России - 3,3 млн рублей. Большая часть покупателей приходится на жителей Москвы, Санкт-Петербурга и обеспеченных сибирских городов.

По словам Ольги Широковой, становление рынка курортной недвижимости Сочи началось в 2004-2007 годах, когда вышли элитные объекты: «Александрийский маяк», Волна, «Катерина Альпик».

А уже с 2007 года, добавляет Этери Потеряева, руководитель офиса продаж ГК Метрополис, когда город был объявлен столицей Зимних Олимпийских игр, рынок Сочи рос в геометрической прогрессии, пусть он был еще сырой и без должного количества премиальных объектов, но раз в год стабильно появлялся новый объект, который реализовывался достаточно быстро. На рынок не повлиял даже первый мораторий – те, кто получил разрешения, продолжали строить. К началу игр появились первые сервисные апартаменты – в Красной Поляне и центре Сочи. В 2012 - 2014 годах новостройки начинают конкурировать в предложениях – уже мало просто вида на море, появляются спа, бассейны, дворовые территории, сервис.

В 2020-м году на фоне пандемии и закрытия границ вновь резко вырос спрос на курортную недвижимость, продолжила Ольга Широкова. Поэтому 2021-2022 года можно назвать расцветом рынка Сочи. Отмечается рост цен и объемов спроса, появляются новые проекты (комплекс deluxe-класса MANTERA Seaview residence (прибрежный кластер), «Поляна Пик» (горный кластер), ведется реконструкция старых объектов.

Среди основных тенденций развития рынка Сочи Ольга Широкова отметила:

  • Рост доли предложения с отделкой, в том числе с финишной, а также с частичной меблировкой.
  • Внимание на экологичности и устойчивом развитии, получение эко-сертификатов, использование эффективных технологий, технологий защиты от вирусов и бактерий и т.д. Sustainability – набирающий популярность тренд, акцент на максимально бережном отношении к природе.
  • Обширный набор предоставляемых сервисов. Доверительное управление. Клубная система «только для своих». Брендированные апартаменты под управлением известных гостиничных брендов – в т.ч. привилегии по всему миру.
  • Несколько типов недвижимости в рамках курорта: гостиничная, коммерческая и жилая. Инфраструктурный «якорь» формирует добавленную стоимость объектам недвижимости. Ориентация на зарубежный опыт. Комьюнити (здоровье, искусство, спорт) – создание системы ценностей, формирование среды.
  • Распространение таких форматов, как пентхаусы, квартиры с патио, квартиры с каминами, таунхаусы (city houses), виллы и особняки в составе комплексных жилых проектов. Формат workation: появление зон для работы в рамках дома/комплекса.
  • Ожидается пополнение пула девелоперов элитной недвижимости: сразу несколько компаний, работающих в более бюджетных классах, сейчас стремятся выйти в дорогой сегмент, в том числе, в ИЖС.

Елена Кабешева, коммерческий директор FIVE рассказала о собственной разработке компании - «Индексе витальности», благодаря которому застройщики могут оценить курортный потенциал территории России, чтобы принять правильное решение о развитии в том или ином регионе.

Этери Потеряева в процессе бизнес-завтрака также затронула тему репутации застройщика и того, как она помогает в продажах на примере своей компании. Эксперт считает, если застройщик думает не только о возведении и реализации квадратных метров, но и помогает развиваться родному городу, благоустраивает общественные пространства и берет на себя определенную социальную нагрузку, то у целевой аудитории не будет сомнений в его надежности и порядочности. Например, 30% клиентов ГК «Метрополис» являются постоянными и покупают недвижимость в каждом новом проекте девелопера. Говоря об истории основания компании, она начала свою деятельность в 2007-м году как строительная организация, а в 2015-м уже вышла на рынок в качестве серьезного девелопера с жилым комплексом бизнес-класса «Сокол», который до сих пор очень востребован среди покупателей, несмотря на то, что за это время квадратный метр жилья вырос с 80 до 600 тыс. рублей. Следующим популярным объектом девелопера стал ЖК «Метрополь», его раскупили полностью еще до окончания строительства. А вот апартаментный комплексом «Моравия» даже стал победителем премии Urban Awards в 2020 году. Ожидание нового объекта превысили все прогнозы – план продаж на старте был превышен в пять раз. Девелопер известен на рынке недвижимости громкими проектами: реконструкциями самых знаменитых набережных Сочи - Ривьеры и центрального «Маяка».

Опытом по организации курортного строительства поделилась вице-президент по коммерции и цифровизации AVA Group Татьяна Фоменко: «В Сочи мы реализуем философию «Горы – это застывшие волны, вода – это льющиеся горы» - это значит, что каждый элемент концепции проекта отображает лучшие видовые характеристики на Кавказские горы и Черное море. Балконы и лоджии остаются без остекления, где каждый житель может наслаждается морем кислорода, который дает дышать полной грудью. При разработке фасадных и архитектурных решений учитываются особенности субтропического климата. ЖК «Кислород» в Сочи, поддерживая «морскую» тематику, имеет бело-голубую цветовую гамму фасадов. Светлые тона отражают солнечные лучи и сохраняют более комфортную температуру. Большинство реализуемых проектов холдинга предусматривает оснащение системой «Умный дом», современное и функциональное благоустройство территории, стильное концептуальное оформление мест общего пользования. В своих домах мы развиваем среду добрососедства, организуя для жителей праздники и досуг. Строго следуя концепции социальной ответственности и экологичности, AVA Group прививает принципы бережного отношения к природе и много лет проводит мероприятия по посадке семейных деревьев и сбору мусора на прилегающих к ЖК территориях. Иными словами, цели современного застройщика уже не ограничиваются лишь обеспечением покупателя квадратными метрами. Современный девелопер стремится менять жизнь людей к лучшему, создавая комфортную среду проживания, соответствующую их требованиям и мечтам».

В конце бизнес-завтрака представитель ГК «Атлас Девелопмент» сообщил о том, что этот екатеринбургский девелопер рассматривает рынок Сочи для реализации нового объекта, название и концепция которого пока сохраняется в тайне. Однако известно, что это будет клубный дом, рассчитанный на 35 номеров.

После обсуждений тенденций рынка участники тура отправились лично знакомиться с самыми знаковыми объектами курортной недвижимости.

Комплекс deluxe-класса MANTERA Seaview residence

  • Расположен на первой береговой линии Черного моря.
  • Включает пятизвездочный отель на 400 номеров и 319 сервисных апартаментов с видом на горные вершины и бескрайние водные просторы.
  • В проекте двухэтажные приватные виллы с просторными террасами.
  • Инфраструктура: 11 бассейнов, среди которых 2 детских с морской водой и 1 большой бассейн с островом посередине, с горками и фонтанами, искусственным течением и водопадами, а в каждом крупном бассейне есть зоны для малышей. Водную тему продолжают фонтаны-шутихи.
  • Будет создано первое в России детское пространство, специально адаптированное под субтропический климат: функциональные холмы высотой 3 метра с элементами скалолазания, ветроустойчивые субтропические растения (пальмы, бамбуковый лес, апельсиновый сад и оливковая роща), навесы, тенты и фонтаны.

ЖК бизнес-класса «Кислород»

  • Расположен на северном склоне горы Бытха.
  • Территория жилого комплекса площадью 6,7 Га, включает 15 литеров с видовыми характеристиками на море и горы. Площади квартир от 16-66,1 кв.м.
  • Предусмотрены подземный и наземный паркинг (основные парковочные места вынесены за пределы жилой территории).
  • Собственный экологический парк «Бытха» площадью 4,5 га с реликтовыми и красно-книжными растениями. Здесь будут: спортивные, образовательные, экстремальные, прогулочные тропы, детские, спортивные площадки и заповедная зона.
  • Круглосуточная система охраны, умный дом.
  • Собственные общеобразовательная школа, детская поликлиника и детский сад.

Гостиничный комплекс премиум-класса «Поляна Пик»

  • Вписан в рельеф горных вершин в самом центре Красной поляны.
  • Территория комплекса – 4,5 га. Два корпуса.
  • В комплексе находится 4* отель DoubleTree by Hilton (146 номеров). Площадь номеров от 43 до 142 метров. Превосходная отельная инфраструктура: спа-комплекс с плавательным бассейном, фитнес-зал, спортивные тренажеры, ски-рум, магазины, ресторан известной сети и аптека.
  • Все номера с широкими и просторными террасами и сдаются под ключ в премиальной отделке в лаконичной нордической стилистике в сочетании с альпийским уютом и применением элементов из натурального дерева и деталей из меди.
  • Открытый 25-метровый плавательный бассейн с подогревом.
  • В каждой секции комплекса есть подземные парковки, оснащенные питанием для электрокаров.
  • Предусмотрена беспроцентная рассрочка до конца строительства.
  • Минимальная стоимость лота с отделкой — 40 млн рублей.

Курортная резиденция в центре Сочи Grand Cascade

  • Расположена на небольшой возвышенности Курортного проспекта в историческом центре города Сочи, в «нулевой» точке начала истории курорта.
  • Внутренний двор комплекса будет оформлен как итальянское патио с субтропическими вечнозелеными растениями и фонтанами.
  • Комплекс состоит всего из 142 номеров, которые сдаются с премиальной отделкой «под ключ» и встроенной мебелью.
  • Благодаря грамотному архитектурному решению из номеров открывается обзорный вид на море.
  • Здесь же будет построен просторный люксовый СПА с современными методиками оздоровления и релакса: бассейны, парные, хамам, услуги по уходу.
  • В фитнес-центре предусмотрены спортивный зал, тренажеры, занятия с персональными тренерами.
  • Предусмотрен люксовый ресторан, кафе-кондитерская, лобби-бар и деловой лаунж
  • Сервисные номера владельцев будут обслуживаться в формате «комплекс 5*».
  • Для владельцев будет предусмотрена своя лаунж-зона на пляже «Маяк».
Все упомянутые проекты в продаже (октябрь 2022)
ТаблицаКарта
ПроектРасположениеГКЦена за квартиру
МаякХимкинский район, г. Химки2 кв. 2019 г.от 11 667 780 руб.
МетрополияМосква, Юго-Восточный округ, район Южнопортовый, м. Угрешская МЦК3 кв. 2024 г.от 9 748 291 руб.
Кислородот 6 782 400 руб.
Источник данных: База недвижимости IRN.RU