Аналитики IBC Real Estate провели исследование, в которое вошло более 80 торговых центров в различных частях Москвы (каждый второй объект города). Совокупно было проанализировано 4 млн кв. м при общем предложении существующих качественных торговых центров в объеме 6,5 млн кв. м. По результатам исследования, доля вакантных площадей в торговых центрах столицы на июнь 2023 года составила 12%, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года данный показатель вырос лишь на 1%. Таким образом драматичного роста вакантности, ранее ожидаемого на рынке, не произошло, говорится в пресс-релизе IBC Real Estate.

В индикаторе учитываются именно вакантные площади, однако ключевой проблемой сегмента в последний год стали приостановившие работу магазины. В пике, летом 2022 года, доля таких площадей превышала всю вакантность на рынке и достигала 11,7%. Однако спустя год собственникам ТЦ удалось снизить показатель до 2,4%. Этому способствовало то, что ряд магазинов открылись под новыми именами, часть ушедших арендаторов была замещена такими крупными развивающимися брендами как Sela, Gloria Jeans, часть площадей перешла в реальную вакансию. Так, совокупно по всему рынку, объем «не используемых» площадей снизился за год на 8,3%.

По мнению экспертов, этот положительный тренд связан с опережающим восстановлением российской экономики и, в первую очередь, восстановлением потребительского спроса. Население накопило значительный потенциал, реализация которого началась весной 2023 года.

Аналитики IBC Real Estate ожидают, что до конца года приостановивших работу магазинов в ТЦ Москвы практически не останется, а вакантность составит 13%.

«Значительное уменьшение доли временно приостановивших работу площадей в ТЦ связано с принятием окончательного решения глобальных брендов о дальнейшей работе в России. Большая часть из них распродали товарные запасы, вышли из оставшихся активов и завершают в России свой бизнес. Премиальные площади в торговых центрах теперь, как правило, занимают российские игроки, а также ритейлеры из дружественных стран. Исключительно качественный мониторинг и физическое наблюдение ситуации практически в каждом торговом центре Москвы позволили нам получить репрезентативные данные и подтвердить гипотезу, что торговый сегмент устоял», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.